С 1 июня 2021 года вступили в законную силу поправки в ФЗ «Об образовании в РФ».
Суть поправок касается внесения в закон понятия «просветительская деятельность».
Изначальная цель закона (как это было указано в пояснительной записке к нему) предполагала ограничение разжигания всякого рода розни, а том числе национальной. Хотя лично мне не понятно, почему нужно было вносить поправки, ведь такие ограничения следовали из других норм Законодательства РФ.
Параллельно, вероятно, предполагалось хоть как-то ограничить количество неясных по природе тренингов, и мастер-классов, которых никак не подпадали под понятие лицензирования в рамках образовательной деятельности.
Одни курсы типа «Стань врачом онлайн» чего стоили. И ведь они действительно могут принести вред неограниченному кругу лиц.
Согласно закону, просветительская деятельность – это деятельность, направленная на распространение знаний с целью интеллектуального, физического, творческого, профессионального и духовно-нравственного развития.
Как видите, все направления затронуты. И даже мастер-класс лепки из полимерной глины, обучение практикам йоги, медитации, я не говорю уже об узкотематических и профессиональных направлениях подпадает под нормы этого закона.
Если узко подойти к этому вопросу, то даже экспертный блог в Инстаграм, прямые эфиры, идаже мои видео на Ютубе относятся к просветительской деятельности.
На государственные и муниципальные органы закон в этой части не распространяется.
А вот физические лица, ИП и даже юридические лица должны строго соответствовать подконтрольным нормам.
Каким, будет устанавливать правительство («Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ».)
Иными словами, не так страшны поправки в Закон об образовании, сколько профильное Постановление Правительства на эту тему.
В апреле на сайте https://regulation.gov.ru (а именно там для общественного обсуждения публикуются все проекты Законов, Приказов, Постановлений) появился первый «пробник» такого постановления, которое вызвало такую волную обсуждения, осуждения и даже замечаний, что прилось снять его с рассмотрения и направить на доработку.
Чтобы вы понимали общий масштаб проблемы:
Среди направлений просветительской деятельности в проекте называли: и распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека (любой юрист или адвокат со своим блогом или влогом под запретом); развитие способности творческого самовыражения (мастер-классы по лепке, рисованию, танцам, бисероплетению, вязанию); популяризацию достижений современной науки и техники (все интересные влоги и блоги ученых, которые доступным и интересным языком рассказывают о технологиях); передачу знаний о психологии человека, выборе жизненного пути и профессии (долой коучей, психологов, менторов, наставников и тд).
Само собой туда же попали все круглые столы, дискуссии, мастер-классы, марафоны, видеоматериалы и т. д.
В проекте предлагали для организации мастер-класса заключить « с образовательной, научной или культурной организацией договор об оказании услуг». Да еще и требования к такому юрлицу предлагались определенные. ( см Проект на https://regulation.gov.ru/p/115396)
Давайте назовем вещи своими именами: для организаций, имеющих образовательную лицензию, фактически предложили законно-обоснованную мзду. За просто так.
И это в наш век свободы информации, нанотехнологий и Интернета без границ.
Лично мне это видится как дела, потенциально интересные Евросуду по этой части.