Некоторое время назад даже я задавалась подобным вопросом. За время моей практики многие доверители, пройдя первую инстанцию районного суда и апелляцию Областного суда, отчаивались и говорили: «Дальше идти бесмыссленно! все равно все судьи будут выгораживать друг друга.»
В свою практику я с самого начала ввела неуклонное правило: Я ДЕЙСТВУЮ ДО КОНЦА.
Если долго и юридическим языком, то это означает, что я буду обжаловать не устроившее меня и моих доверителей судебное решение вплоть до Председателя Верховного суда.
На сегодняшний день в гражданском и уголовном процессе схема подчиненности и ряд обжалования складывается такой:
1. Районный суд (или городской) — первая инстанция, которая выносит судебное решение;
2. Окружной, обласной, краевой, республиканский и т. д. суд — апелляционная инстанция, выносит определение или решения в случае отмены судебного акта первой инстанции. После апелляции решение в любом случае вступает в законную силу;
3. Президиум окружного, обласного, краевого, республиканского и т. д. суда — кассационная инстанция;
4. Судебная коллегия по гражданским или уголовным делам Верховсного суда РФ — вторая кассационная инстанция. Сюда подаются жалобы на определения президиума, если вы с ними не согласны;
5. Председатель Верховного суда РФ — надзор за определениями и постановлениями Судебных коллегий Верховного суда РФ, так сказать, последняя надежда.
Кассационная жалоба на решение по гражданскому делу подается в срок не позднее 6 месяцев после вынесения решения судом апелляционной инстанции.
Важное замечание: срок в 6 месяцев касается одновременно и жалоб в Президиум, и в Судебную коллегию Верховного суда РФ, и Председателю ВС РФ. Поэтому если вы настроены очень решительно, то подавать жалобы нужно практически сразу после возврата дела из апелляционной инстанции.
Если срок на подачу жалобы пропущен, то его возможно восстановить, если пропуск срока произошел по уважительной причине. Однако, процедура это довольно длительная, советую все же уложиться в предусмотренный срок.
По опыту замечу: если вам везде откажут, то сделают это довольно быстро и вы успеете в срок обратиться даже к Председателю Верховного Суда РФ.
Как указано в ГПК РФ, судебное решение подлежит отмене в случае нарушения норм материального и процессуального права.
Что это означает на самом деле?
Решение или апелляционное определение отменят только в том случае, если применен неверный закон при рассмотрении дела, либо закон не так истолкован, либо имеются грубые нарушения хода и порядка судебного заседания.
На форму кассационной жалобы обращу особое внимание, потому что во многом именно от нее зависит, обратят ли на ваши доводы внимание, посчитают ли жалобу обоснованной.
Надеяться, что если вы в жалобе напишите все нарушения и огрехи судьи листов так-эдак на 15, то к вам обязательно прислушаются, не стоит. Судьи тоже люди. Кассационная инстанция, также как и все иные, загружена целым потоком дел. Поэтому советую писать коротко, внятно и ясно.
Рекомендуемый мной объем 2-3 страницы, и это не чистый текст, а также колонка с указанием сторон по делу и приложениями.
Чтобы жалоба была удобной к прочтению, рекомендую воспользоваться шрифтом 14, интервалом 1,5. Такой шрифт установлен для судебных решений и постановлений инструкцей. Его очень удобно читать.
В начале жалобы обязательно указать на все судебные акты, которые по этому делу выносились, затем указать основания для их отмены — нарушение норм материального и процессуального права, а далее уже переходить к их сути.
Я считаю, что наиболее выигрышно выглядят жалобы, где доводы заявителя выделены по пунктам, а каждый из доводов занимает не более половины страницы.
В конце следует указать, что же вы просите от суда — отменить или изменить решение и/или апелляционное определение, указать список приложений.
Обращаю внимание, что ко всем кассационным жалобам должны быть приложены копии судебных актов с СИНИМИ печатями. Их можно запросить в суде первой инстанции по отдельному ходатайству.
Многи задаются подобным вопросом, потому что не видят возможности добиться в системе нашего правосудия правды. каждое дело сугубо индивидуально, но судя по моему опыту, подавать такие жалобы стоит.
Ежегодно я направляю в кассацию порядка 15 жалоб по делам, где результат моего доверителя не устроил.
Ежегодно около 2-3 из этих жалоб принимаются к рассмотрению, решения судов первой и апелляционной инстанций впоследствии отменяются Президиумом. Даже уголовные дела.
В таких случаях я всегда задаюсь вопросом: а если бы жалобу мы не подали? а если бы оставили все как есть? удалось ли моему доверителю получить, что он хотел через суд? Конечно, нет.
Здесь также единого ответа дать не могу.
Если вы чувствуете в себе силы, поняли и переварили основные принципы составления жалобы, то можете попробовать свои силы сами. Только максимально отключите эмоции. В кассации это не поможет, скорее наоборот.
Плюсом услуг адвоката, безусловно, является его грамотность, опыт в составлении таких документов, отсутствие эмоциональной составляющей по делу, ведь в случае если жалоба составлена не по форме или к ней не приложены необходимые документы — то ее вернут, а вы потеряете время и возможность обжалования, если сроки поджимают.