В любых переговорах, будь то общение внутри семьи или на работе, либо разрешение сложных судебных вопросов мы сталкиваемся с проблемой эмоционального перенапряжения.
Зачастую, зашкаливающие эмоции играют с нами злую шутку, вызывая неадекватные реакции на вполне безобидные слова собеседника.
Справиться с разрушающими переговоры эмоциями – задача №1.
Однако, мало кто учитывает, что эмоции также могут направить ваше общение в наиболее конструктивное русло, а также помочь достичь лучших договоренностей, чем даже те, на которые вы рассчитывали.
В этой статье предлагаю поговорить, как обуздать негатив и как мастерски использовать позитивные эмоции в переговорах.
Нет смысла заглушать в себе то, что вы чувствуете. Обязательно поймите, что же вы испытываете: страх, гнев, грусть, печаль, радость, истерите.
Идеально, если вы позволите себе побыть в таком состоянии от нескольких минут до нескольких часов. Просто прочувствуйте эти эмоции, проживите их. Иногда уже этого достаточно, чтобы погасить активную фазу переживаний.
За большинством негативных эмоций кроется какой-то страх. Попробуйте определить, чего вы боитесь на самом деле. И что будет, если это случится. Вот прямо проживите внутри эту страшную ситуацию, подумайте, каково это будет и как вы сможете решать возникший вопрос.
Как профессиональный медиатор, я знаю, что самый лучший способ побороться со страхом и негативными эмоциями – наиболее глубоко и полно понять ситуацию.
Итак, вам предстоят переговоры. И чтобы понять, как вы в их пределах можете действовать, вам нужна дорожная карта.
Если она у вас есть, вы знаете, куда ехать, вы уверены в себе, а значит, эмоции не захлестнут вас полностью с ног до головы.
Поэтому накануне важного разговора составляем его план, в котором будут основные ваши варианты действия (что вы можете предложить самое маленькое и самое большое), основные вопросы для стороны, тезисы вашей позиции. Заволновались – посмотрели в план.
Открою секрет, профессиональные переговорщики без такого плана не начинают общение. По нему же они оценивают успех тех или иных переговоров (на сколько позиций из плана вам пришлось подвинуться, результат – это ваш наилучший или наихудший вариант).
В этом вам помогут открытые вопросы собеседнику, методы активного слушания, Я-сообщения.
Волнуетесь или боитесь ляпнуть не то? Отлично, задавайте вашему собеседнику такие вопросы, чтобы ему пришлось долго отвечать (не односложными предложениями типа «да/нет»).
Например, как ты видишь выход из этой ситуации? Что тебе не понравилось при просмотре фильма?
Вам грустно? Отлично, так и скажите! Мне грустно, я расстроилась…. Но избегайте обвинительного уклона сообщения.
Не «Я расстроилась, потому что ты опоздал на 40 минут, ты всегда опаздываешь, постоянно приходится тебя ждать!», а «Я расстроилась, очень хотела попасть на этот фильм, мне нравится эта актриса» — наверняка найдется выход из этой ситуации.
Этот метод можно немного назвать манипулятивным. Он позволяет расположить к себе собеседника, начать переговоры с более лояльных вибраций по отношению к вам.
Если даже теоретически вы и ваш собеседник пытаетесь справиться с эмоциями, их часто негласно выдает тон вашего голоса, знаки вашего тела, расположение в пространстве и т. д.
Итого, вы сразу видите, что с собеседником что-то не то.
Попробуйте перевести вектор его поведения на основной его интерес (потребность). Аналогично проанализируйте себя.
Чаще всего наши эмоции проявляются как потребность в признании нас как человека, члена семьи, профессионала, в нас есть потребность быть в компании, и мы боимся быть отвергнутыми. При этом нам необходимо сохранять право на собственную автономию, статус и играть строго свою роль (ну по крайней мере так, как мы это представляем).
И если вы закроете в переговорах такие базовые потребности собеседника, то наверняка он будет более лояльным по отношению к вам во всех остальных вопросах.
Во-первых, признайте достоинства других.
Я благодарю вас за встречу. Знаю, что вы очень заняты. Мне отрадно, что вы всегда уделяете такое внимание к своим работникам.
Ваши аргументы кажутся мне убедительными.
Я ценю, что вы приготовили этот документ.
На вашем месте я тоже чувствовал то же самое
Во-вторых, найдите общие точки соприкосновения. И это не обязательно будет ваша рабочая часть.
К примеру, у вас одно хобби, вас обоих окатила машина по пути на работу, либо вы оба получили награду в прошлом году.
В-третьих, уважайте право собеседника на автономное принятие решений. Но при этом не стоит перегружать собеседника ненужными решениями.
Если вы в своих переговорах используете хотя бы несколько из этих советов, то вы обречены на успех. Только применяйте